Экстремизм среди молодежи – как определить?


Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Характеристика неформальных групп несовершеннолетних правонарушений.

  1. Социально нейтральные (озорные) группы общения.

Возрастной состав в основном от 10 до 15 лет. Основными типами этих групп являются самовозникающие «озорные» группы детей и подростков, сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Объединяются в них как благополучные, так и педагогически запущенные, отчуждённые в семье, школе, ПУ, общественных организациях подростки. Чаще всего возникают такие группы стихийно, в свободное от учёбы время, объединяя подростков, оказавшихся без дела и ищущих чем бы заняться. Частота и длительность встреч зависят от времени окончания занятий, контроля родителей за приготовлением домашних заданий, помощи родителям по хозяйству, занятий в кружках и секциях и других факторов. Заранее они редко планируют цель встреч и деятельность. Главный мотив для них – «быть вместе». Места встреч у них заранее определены: в укромном уголке двора, возле подъезда дома и т.п.

Основная цель деятельности этих групп – удовлетворение потребности в интимно-личностном общении со сверстниками. В поисках развлечений они могут безответственно приставать к прохожим, царапают стены, лифты, автомашины, пишут и рисуют на стенах нецензурные слова, похабные выражения, сексуальные рисунки, бьют стёкла, ломают лифты, деревья и т.д. В 75,3 % группах подростки начинают курить, 89,4% — употребляют в разговорной речи нецензурные и жаргонные слова, в 32,3% в группах впервые начали употреблять спиртные напитки.

2. Предкриминальные или социальные группы подражания.

Возрастной состав этих групп несколько старше, чем в социально нейтральных. Они состоят в основном из старших подростков. Наиболее распространённые места сбора групп: возле кинотеатра, на вокзале, на стадионе, на дискотеках, в пивбарах, возле винно-водочных магазинов, ларьков, на квартирах.

Главная цель деятельности этих подростков заключается в том, чтобы их заметили, обратили на них внимание, выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый из них старается выделиться, обратить на себя внимание в меру своих сил и возможностей: кто одеждой, кто причёской, кто поведением, кто знанием техники, музыкальных ансамблей и т.д. Но так как для позитивного самовыражения у них не хватает знаний, умений, навыков и опыта в целом, то выражают всё это они в асоциальных формах. Совместно они ещё не совершают серьёзных преступлений, так как у них не хватае6т для этого организованности и подготовленности. Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер, выражающийся в нарушении общественного порядка, оскорблении личности и достоинства граждан. Отдавая предпочтение тем или иным ценностям, группы подростков начинают «фанатеть». А «фанатеть» — это не значит самому играть в футбол и хоккей или понимать и любить музыку, увлекаться техникой. Это хиппари, панки, металлисты, рокеры, чернорубашечники.

3. Неустойчивые криминальные или антиобщественные группы.

Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов и другие. Утилитарные интересы и склонности, низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путём. Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Почти все члены групп курят, употребляют спиртные напитки, употребляют наркотики, токсикоманят. Их речь засорена жаргоном, блатными словами и выражениями. Почти все имеют татуировки.

В организационной структуре данных групп произошли существенные изменения. Чётко выделяется лидер и антиобщественное ядро группы, вокруг которых сплачиваются остальные члены. Заметно распределение прав и обязанностей. Внутригрупповая структура устойчива и поддерживается за счёт существования скрытых антиобщественных внутригрупповых «законов», норм и традиций. Характерным видом деятельности является антиобщественное поведение и совершение различных преступлений с целью удовлетворения личностных интересов и потребностей. Но эти потребности и интересы совпадают с групповыми и удовлетворяются через группу и с помощью группы. В связи с эти наблюдается определённая подготовленность к совершению правонарушений и преступлений, разрабатываются планы «операций», распределяются обязанности и т.д.

4. Настроения ксенофобии и нетерпимости, широко распространённые в нашем обществе, наиболее активно развиваются в молодёжной среде.

Проявление толерантности это не только межрелигиозные и межнациональные отношения. Это отношение к школе, семье, нищим, бедным и т.д.. Для воспитания толерантности «очень важен подростковый возраст… именно в этом возрасте происходит своё собственное социальное самоопределение: человек начинает искать своё место в обществе и пытается отнести себя к определённой группе. А это в свою очередь связано с оппозицией своё — чужое». Проблема в том, чтобы дать молодому человеку знания о других культурах, которые «имеют право на существование». Между тем «язык вражды», на котором говорят многие СМИ, играет прямо противоположную роль в становлении личности подростка. Сотрудниками Центра социологии образования РАО было проведено исследование по выявлению частоты сцен агрессии на ТВ. Оказалось, что в дневное время сцены насилия появляются в среднем один раз в 12 минут, к вечеру их количество увеличилось ровно в два раза. Между информацией, которую получают подростки из телеэфира, и проявлениями агрессии существует прямая зависимость. СМИ деформируют традиционные нормы поведения в обществе, что накладывает отпечаток на дальнейшие идеалы и поведение подростка. Но не только СМИ навязывают молодёжи различного рода стереотипы. Ребёнок перенимает взгляды и идеалы своего ближайшего окружения. Кроме того, элемент агрессии заложен в самой подростковой культуре. Вдумайтесь, какие мы иногда страшные вещи произносим, как что-то само собой разумеющееся. Это то, что учит наше сознание агрессивности. Напомним вам детскую считалочку: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана, буду резать, буду бить – всё равно тебе водить». А сколько ещё в различных считалочках и поговорках подобного рода текстов.

На формирование культуры межнациональных отношений оказывают влияние социум, семья и школа, где ребёнок усваивает содержание главных ценностей, приобретает ценностные ориентации, овладевает поведенческой культурой; у него развиваются установки на сочувствие, сопереживание, эмпатию, умение принять точку зрения другого.

Подростки должны осознавать, что они живут и всегда будут жить с людьми разных национальностей; что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно растёт, поскольку усиливается взаимосвязь, взаимозависимость мира; что национальные особенности и своеобразие культур служат живым источником духовного богатства всего человечества.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Сокол

тел. 8-499-740-66-89