1 сентября начался новый учебный год. Пожары в учебных общежитиях и школах-интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, случаи телефонного терроризма, — все эти опасные происшествия поставили перед руководством образовательных учреждений важнейшую задачу – обеспечение безопасности учебного процесса, формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности.

Родители, приводящие своих детей в школу, хотят быть уверенными в обеспечении безопасности своего ребенка. Основными причинами, негативными факторами, ведущими к зарождению потенциальных угроз в учебном заведении, являются:

  • Недисциплинированность и бесконтрольность персонала и учащихся;
  • Непонимание серьезности проблем безопасности жизнедеятельности;
  • Сокрытие фактов правонарушений и неприятие мер к правонарушителям;
  • Неорганизованность досуга учащихся;
  • Слабая система безопасности и охраны учебного заведения;
  • Действия преступников;
  • Негативное влияние молодежной субкультуры;
  • Отсутствие необходимой правовой и социальной информации;
  • Недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;
  • Недостаточное изучение педагогами реальной жизни учащихся, их интересов и контактов;
  • Излишняя строгость отдельных педагогов в период аттестационных мероприятий, элементы жестокости и несправедливости по отношению к учащимся.

Выявление, анализ, предупреждение и решение проблем безопасности должны обеспечиваться непрерывно на каждом этапе образовательного процесса, в каждом классе, в каждом кабинете, в подвале, во дворе, на складе и т.д. Главным направлением предупреждения возникновения опасностей в учебном заведении является воздействие на учащихся, родителей и персонал учебного заведения. Более 70% пострадавших в учебных заведениях погибает не от собственно чрезвычайной ситуации, а от отсутствия элементарной культуры безопасного поведения и недостаточности знаний и умений. Никакие дорогостоящие системы безопасности не гарантируют снижения травматизма в образовательном учреждении, если в голове у каждого ученика, педагога и обслуживающего персонала не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи. Такие простые навыки, как правильное хождение по скользким лестницам и гололеду, выбор одежды по погоде, правильное хранение продуктов и денег, общение в конфликтных ситуациях, а главное умение предвидеть неблагоприятное развитие обыденных ситуаций, помогли бы сберечь ежегодно здоровье тысяч учащихся.

Сотрудниками Управления по САО Главного управления МЧС России по г.Москве ежегодно в сентябре в каждой школе округа проводятся занятия по безопасности жизнедеятельности, мастер-классы, учебные эвакуации, инструктажи с персоналом, экскурсии в пожарные части. Каждая школа перед началом учебного года была допущена к работе инспектором регионального отдела госпожнадзора. Однако выполнение самых разных директив и планов, наличие дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны и даже самый строгий контроль не будут эффективны в деле обеспечения безопасности учащихся без автоматической готовности каждого ребенка и сотрудника школы к выполнению грамотных действий в случае опасной ситуации, выработанной систематическим изучением основ безопасности жизнедеятельности.

Каждому учащемуся и сотруднику образовательного учреждения необходимо запомнить следующую последовательность обязательных действий при появлении признаков возникновения пожара:

1. При появлении огня, запаха дыма или гари сразу же звоните по телефону «01». С мобильного телефона : «Билайн», «Мегафон» — 112, «МТС» — 010, «Скайлинк» — 01. Быстро и четко сообщите что горит, ваш точный адрес и фамилию. По возможности расскажите, как лучше подъехать к месту пожара. При отсутствии телефонной связи направьте несколько людей в разные места с целью дозвониться.

Некоторые руководители учебных заведений тянут «до последнего», боясь штрафов и огласки. Подобные действия недопустимы и приводят к трагическим последствиям. Помните, огонь распространяется крайне быстро, и промедление в 10 минут может привести к распространению пожара на площади 300 кв.м.

2. Поднимите тревогу, дайте серию школьных звонков. Кричите «пожар», зовите на помощь, стучите в стены, по трубам, чтобы все услышали ваш сигнал тревоги.

3. Если Вы педагог или старший в учебной группе, четко и громко объявите учащимся: «Намочите шарфы и платки, защитите лицо, приготовьтесь покинуть опасную зону!». Объявите порядок и направление движения и начинайте покидать здание. Правильная, четкая команда, объявленная громким спокойным голосом даст положительный психологический настрой, ускорит правильные действия и предотвратит панику.

Все должны выполнять подаваемые команды, беспрекословно подчиняться подготовленному специалисту или пожарному, который прямо заявит, что берет руководство действиями по эвакуации на себя.

4. Если огонь небольшой, площадью до полуметра, попробуйте справиться с ним силами подготовленных сотрудников с помощью первичных средств пожаротушения. Помните, что тушить включенные в сеть электроприборы опасно для жизни. Их предварительно необходимо отключить на электрощите.

5.При усилении огня или дыма и невозможности потушить огонь следует незамедлительно покинуть горящее помещение.

6. Организуйте встречу пожарных на подъездах к учебному заведению, заранее откройте ворота, уберите припаркованные автомобили с проезда.

Пожарным следует рассказать, какие помещения охвачены огнем, и куда огонь распространяется, о местах размещения ценного имущества, нуждающегося в эвакуации, о возможных опасных легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществах, находящихся в потенциальной зоне горения.

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательном учреждении обусловлена высоким травматизмом и детской заболеваемостью в России, выше в 3-4 раза, чем во многих развитых странах. В стране 30 млн. учащихся, воспитанников и педагогов, то есть практически пятая часть населения. С учетом членов семей учащихся более половины страны нуждается в обеспечении безопасной, здоровой образовательной среды и формировании культуры безопасности.