В соответствии со ст. 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, а также право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В соответствии со ст. ст. 64, 65 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

В соответствии со ст. 148.1 Семейного кодекса РФ, опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Законодательством Российской Федерации в настоящее время предусмотрено право родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей (далее — законные представители) на временное устройство своего ребенка на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот) в целях получения ребенком медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

В соответствии со ст. 155.1 Семейного кодекса РФ, временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот не прекращает прав и обязанностей законных представителей в отношении этого ребенка.

Необходимо отметить, что данное право законных представителей на временное устройство ребенка на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот, предусматривается в качестве крайней меры, когда отсутствуют или невозможны иные альтернативные способы оказания помощи законным представителям или возможность оказания услуг ребенку не в стационарной форме.

С учетом основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье первостепенной задачей уполномоченных органов, в том числе органов опеки и попечительства и иных органов и организаций, является создание условий для сохранения проживания ребенка в семье, предотвращения его временного помещения в организацию для детей-сирот.

Перед принятием решения о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот необходимо рассматривать иные способы по устранению причины, препятствующей выполнению законными представителями своих обязанностей, с учетом доступной социальной инфраструктуры и возможностей для получения социальных, медицинских, образовательных и иных услуг, которые могут быть предоставлены семье для решения ее трудной жизненной ситуации. Кроме того, должен быть рассмотрен вариант дневного или пятидневного пребывания ребенка в организации для детей-сирот.

Таким образом, в случае невозможности сохранения проживания ребенка в семье, а также его передачи одному из законных представителей или родственникам, ребенок временно помещается в организацию для детей-сирот. В таких случаях задачей уполномоченных органов и организаций является минимизация срока пребывания ребенка в организации для детей-сирот, а также создание необходимых условий и содействия для поддержки детско-родительских отношений в период пребывания ребенка в организации для детей-сирот.

Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот возможно также в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.

К таким случаям, например, можно отнести:

— удаленность образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы или адаптированные основные общеобразовательные программы (например, в области искусств, физической культуры и спорта), от места жительства семьи с детьми;

— получение образования детьми по образовательным программам основного общего и среднего общего образования с интегрированными дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;

— наличие в семье ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, ребенка или детей, нуждающихся в проведении восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) и их социальной адаптации;

— невозможность получения социальных услуг в форме социального обслуживания на дому

При временном помещении ребенка в организацию, предоставляющую социальные услуги, между законным представителем и этой организацией, в том числе, если такая организация является и организацией для детей-сирот, в обязательном порядке заключается договор о предоставлении социальных услуг.

Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот возможно также в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законный представитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

В настоящее время перечень уважительных причин, по которым законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не определен. В связи с этим орган опеки и попечительства самостоятельно осуществляет оценку и анализ такой причины. Вместе с тем определить в законодательстве перечень всех уважительных причин, по которым законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, невозможно. Перечень уважительных причин будет носить открытый характер. При этом, в частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» законные представители имеют право временно поместить ребенка в организацию для детей-сирот в связи с утратой семьей жилого помещения в результате стихийного бедствия, если они являются одинокими родителями, безработными, беженцами или вынужденными переселенцами. Указанным законом предусмотрено, что организации для детей-сирот принимают в этом случае несовершеннолетних на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения.

Таким образом, орган опеки и попечительства рассматривает в качестве уважительных причин, в связи с которыми законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, например, следующие обстоятельства:

— проживание семьи с детьми в жилом помещении, непригодном для постоянного проживания или не отвечающем установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, утрата жилого помещения в результате стихийного бедствия;

— признание законных представителей (единственного законного представителя) с детьми беженцами или вынужденными переселенцами;

— получение законными представителями (единственным законным представителем) медицинской помощи в условиях стационара;

— признание законных представителей (единственного законного представителя) безработным;

— трудовые отношения законных представителей (единственного законного представителя), связанные с работой вахтовым методом;

— наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

— отсутствие определенного места жительства семьи с детьми;

— отсутствие средств к существованию;

— наличие иных обстоятельств, при которых законные представители временно не могут исполнять свои обязанности.

При этом вопрос о необходимости временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот рассматривается в качестве крайней меры и только в случае, если иные виды помощи не возможны.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, выражающееся в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, является основанием для ограничения родителей в родительских правах или лишения родителей родительских прав и не может рассматриваться органом опеки и попечительства в качестве уважительной причины для временного помещения детей в организацию для детей-сирот.

Законным представителям при обращении в орган опеки и попечительства должны быть разъяснены их права и обязанности, а также последствия в случае уклонения от исполнения обязанностей либо злоупотребления своими правами в отношении ребенка в течение периода, на который ребенок временно помещен в организацию для детей-сирот. Так, оставление (отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций) является основанием для составления акта об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, и для учета ребенка в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.