В соответствии со ст. 155.1 Семейного кодекса РФ, органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

 

В соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» установлен порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).

Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор.

При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного.

По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — акт проверки условий жизни подопечного) по форме, устанавливаемой Министерством просвещения Российской Федерации.

В акте проверки условий жизни подопечного указываются:

а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;

б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:

а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;

б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;

в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).

Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке.

Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.

В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:

а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;

б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);

в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.

 

Порядок организации и осуществления постинтернатного патроната над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, после окончания их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет определяется Положением об организации социального патроната, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации закона города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»

При организации постинтернатного патроната соблюдаются права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечиваются государственные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Основными целями постинтернатного патроната являются:

а) адаптация к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет по окончании их пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее — выпускник);

б) снижение количества выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет, не получивших профессионального образования, не занятых трудовой деятельностью, совершивших правонарушения;

в) обеспечение индивидуального сопровождения выпускника в процессе постинтернатной адаптации.

Основные задачи постинтернатного патроната:

а) содействие выпускникам в получении образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации досуга, помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов;

б) оказание консультативной, социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам;

в) поддержка выпускников в решении проблем самообеспечения, реализации возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

г) содействие выпускникам в реализации социальных гарантий;

д) организация индивидуального процесса сопровождения выпускников при постинтернатной адаптации;

е) проведение диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации.

 

Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа при организации постинтернатного патроната:

а) информирует, в том числе через средства массовой информации, граждан, проживающих на территории города Москвы, о возможности стать постинтернатными воспитателями;

б) знакомит граждан, выразивших желание стать постинтернатными воспитателями, с правами и обязанностями постинтернатного воспитателя;

в) организует и проводит совместно с уполномоченными организациями обучающие семинары, тренинги и иные индивидуальные и групповые виды занятий по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и осуществления постинтернатного патроната;

г) информирует уполномоченные организации об обращении выпускников с просьбой об установлении постинтернатного патроната;

д) оказывает консультативную, социальную, правовую и педагогическую помощь выпускникам;

е) информирует и консультирует выпускников по вопросам организации и осуществления постинтернатного патроната;

ж) издает акт об установлении постинтернатного патроната;

з) заключает договор об установлении постинтернатного патроната;

и) организует индивидуальное сопровождение выпускников, над которыми установлен постинтернатный патронат, в процессе их постинтернатной адаптации;

к) принимает решение о досрочном расторжении договора о постинтернатном патронате в случаях: ненадлежащего исполнения обязанностей постинтернатным воспитателем; наличия угрозы для жизни и здоровья выпускника, над которым установлен постинтернатный патронат; по заявлению этого выпускника;

л) проводит совместно с уполномоченной организацией плановую (внеплановую) проверку осуществления постинтернатного патроната не реже 1 раза в 6 месяцев, по результатам которой составляет акт обследования условий жизни выпускника, над которым установлен постинтернатный патронат, в 2 экземплярах (1-й экземпляр хранится в личном деле выпускника, 2-й экземпляр передается постинтернатному воспитателю). При проведении проверок осуществляет оценку жилищно-бытовых условий выпускника, переданного на постинтернатный патронат, состояние его здоровья, внешнего вида, уровня эмоционального развития, навыков самообслуживания, трудовой адаптации, отношения с постинтернатным воспитателем;

м) оказывает социально-педагогическую, психологическую и правовую помощь выпускнику, над которым установлен постинтернатный патронат;

н) оказывает помощь и содействие выпускникам, над которыми установлен постинтернатный патронат, в обеспечении жилым помещением, ремонте и сохранности жилого помещения, разрешении бытовых проблем, трудных жизненных ситуаций, конфликтов, в трудоустройстве и трудовой адаптации, продолжении обучения, получении необходимой медицинской помощи в медицинских организациях;

о) осуществляет контроль за выпускниками, над которыми установлен постинтернатный патронат, и постинтернатными воспитателями в соответствии со сроками, установленными договором, но не реже 1 раза в 6 месяцев;

п) оказывает постинтернатным воспитателям, уполномоченным организациям информационно-методическую помощь в организации постинтернатного патроната;

р) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством города Москвы.

Уполномоченная организация при организации постинтернатного патроната:

а) информирует уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (по месту жительства лица, над которым предполагается установить постинтернатный патронат) не позднее, чем за 2 месяца до выпуска о выпускниках организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в постинтернатном патронате, и лицах, выразивших желание стать постинтернатными воспитателями;

б) участвует в разработке проекта индивидуальной программы постинтернатного сопровождения выпускника;

в) обеспечивает наличие структурного подразделения (и (или) штатных единиц) с целью оказания помощи выпускнику при осуществлении постинтернатного патроната исходя из расчета не более 8 выпускников на одного работника;

г) оказывает помощь и содействие выпускникам в получении профессионального образования, медицинской помощи, трудоустройстве, сохранении жилого помещения или обеспечении жилым помещением;

д) оказывает помощь в организации досуга и отдыха выпускников;

е) содействует в реализации дополнительных социальных гарантий и оказывает помощь в дальнейшем жизнеустройстве выпускника;

ж) участвует в обеспечении индивидуального сопровождения в процессе постинтернатной адаптации выпускников;

з) участвует в проведении проверок условий жизни выпускников, над которыми установлен постинтернатный патронат;

и) содействует в осуществлении контроля за условиями жизни выпускников, над которыми установлен постинтернатный патронат;

к) участвует в проведении диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации;

л) проводит обучение постинтернатных воспитателей, развивает новые технологии и формы постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников;

м) по итогам года составляет отчет о работе по осуществлению постинтернатного патроната.