Рубрика: 70 лет Победы

Геннадий Борисович Харитонов, наш земляк, житель района Сокол. Он родился 16 апреля 1926 года в городе Кировограде. Участник обороны Москвы, ушел на фронт добровольцем в июне 1943 года, защищал блокадный Ленинград. Геннадий Борисович Харитонов является ярким представителем своего поколения, для которого превыше всего были и остаются честь и достоинство гражданина, беспредельно преданного своему Отечества, своему народу.

Окончив высшее Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, служил на кораблях Балтийского флота, затем в техническом управлении ВМФ, где наряду с другими вопросами, начиная с 1956 года, занимался подготовкой кораблей ВМФ к поставке на экспорт.

Постоянная собранность и высокая работоспособность, образованность, позволили Г.Б.Харитонову пройти интереснейший путь службы на флоте нашей Родины и стать руководителем военно-технического сотрудничества – этой важнейшей части системы внешних экономических связей нашей страны.

За время более чем 30-летней службы в этой системе Г.Б.Харитонов работал непосредственно за рубежом в таких странах, как Индонезия, Египет, Ливия, Ирак, которые были «горячими точками» в противостоянии двух мировых систем.

Харитонов написал несколько книг — «Время невостребованных воспоминаний», «Багдадские заморозки», «Служил Советскому Союзу», «На волоске от третье мировой» которые касались вопросов военно-технического сотрудничества с дружескими странами.

 

На волоске от войны

Предлагаем вниманию читателей главу книги участника Великой Отечественной войны Геннадия Харитонова «На волоске от третьей мировой». Книга повествует о драматических событиях в мире, когда мог вспыхнуть атомных пожар. Свидетелем и активным участником тех событий был автор этой книги.

 

В юности мне казалось, что когда суровая судьба наносит тяжелый удар, а это случается практически со всеми, то из сложившейся ситуации никогда не выбраться. И только в солидном возрасте, когда позади осталась почти вся жизнь, начинаешь понимать, что за плохим обязательно следует хорошее время. И это плохое переходит, независимо от самого себя, в лучшее. Ведь недаром есть старая и всем известная поговорка: «Что ни делается, все к лучшему».Причем, этого лучшего, как правило, не бывает, если бы ему не предшествует худшее. Судьба как бы извиняется за то, что она поиздевалась над человеком. Только теперь, очень поздно, я начал понимать, что никогда не надо опускать руки и отчаиваться, если с тобой что-то случилось или и ты попал в труднейшую ситуацию.

Чтобы быть понятным читателем, напомню эпизоды из моей жизни, где беда, горе, болезни находились рядом с добротой, сочувствием и желанием помочь выйти из сложившейся ситуации, чтобы сохранить себя для чего-нибудь полезного, важного.

Вернусь к тому тяжелейшему заболеванию, которое обнаружилось накануне окончания училища, когда внезапно пошла горлом кровь, и врачи установили, что у меня туберкулез легких. В то время это была почти неизлечимая болезнь, так как тогда еще не было соответствующих лекарств, и медицина не была на уровне сегодняшнего дня. Настроение было отвратительное. Я понимал, что если останусь живым, то не смогу посвятить себя военно-морской службе.

И вот, попадаю к совсем незнакомому врачу, доктору медицинских наук, профессору Василию Васильевичу Пучкову. Он вопреки всякой логике, взяв на себя ответственность, предлагает не увольнять меня с флота, а просит командование училища — отправить в отпуск на один месяц, чтобы после этого еще раз посмотреть на динамику туберкулезного процесса. И он оказался прав: спустя всего лишь месяц, инфильтрат начал уменьшаться. Я остался в кадрах Военно-Морского флота. Успешно защитив дипломный проект, я был произведен в лейтенанты.

Когда я уже служил на торпедных катерах, произошла совсем внезапно великая беда: перед новым 1950 годом скоропостижно скончалась моя мама. Я сильно убивался, чувствовал себя очень плохо, опять был на грани увольнения, так как снова обострилась болезнь.

«Спасательный круг» бросил мой добрый товарищ по училищу — Саша Шерр, хотя о помощи я не просил, даже не намекал. Отец друга, занимавший высокий пост в Москве, каким-то чудом оформил через кадры ВМФ мой перевод в Москву в Техническое управление ВМФ на высокую для лейтенанта должность старшего офицера отделения 6-го отдела ТУ ВМФ.

Взять к себе в отдел незнакомого, молодого, неопытного офицера, да еще тяжело больного — это поступок, это сверх доброта! Таким чутким человеком оказался инженер-полковник Сергей Александрович Шерр — начальник 6-го отдела ТУ ВМФ. Прослужив в ГИУ полгода, я только начал вникать в новую для меня работу. И в это время начальник морского отдела инженер-полковник Сергей Николаевич Мурышкин неожиданно дал мне необычное задание: отправиться в Индонезию на эскадренном миноносце для участия в передаче двух эскадренных миноносцев индонезийским ВМС, а также для сопровождения трех индонезийских офицеров, которые хотели бы познакомиться с мореходностью и надежностью кораблей. Мурышкин особо подчеркнул, чтобы я заботливо относился к этим морякам. Он был уверен: «Рано или поздно в Индонезию пойдет большое количество военно-морской техники, а для этого надо знать, как передавать корабли не через посредников из Польши, а напрямую».

А теперь подхожу к самому главному: совместное плавание с этими офицерами, которые, как я узнал позже, занимали высокие должности на флоте, дружба с ними во время тяжелейшего перехода, сыграли первостепенную роль в установлении прямых контактов с индонезийским командованием. А затем и в подписании самого большого межправительственного соглашения по номенклатуре и сумме за всю историю Главного инженерного управления ГКЭС.

Хочу еще раз с благодарностью вспомнить своих родителей Харитонова Бориса Константиновича и Лидию Ивановну, воспитавших меня и передавших здоровым и сильным в Вооруженные силы, по сути, еще мальчишкой в самое страшное военное время для защиты нашей Родины. Несмотря на то, что судьба избивала болезнями, утратами, всегда находились люди, которые бескорыстно делали добро, тем самым сохранили автора, на которого, извините за нескромность, легла историческая миссия создания к концу 1962 года в восточном полушарии планеты сильнейших индонезийских вооруженных сил. Это обстоятельство, конечно, в дальнейшем оказало сильнейшее влияние на предотвращение третьей мировой войны в период Карибского кризиса.