В настоящее время большой популярностью среди детей и молодежи пользуются компьютерные игры. У некоторых компьютерные игра становятся главным развлечением. Они погружаются в виртуальный мир, теряя интерес к реальности. Родители бьют тревогу, нормально ли такое поведение или же увлечение перешло роковую черту и стало заболеванием.

Последнее время с такой проблемой обращаются в психологические службы все чаще, примерно 1 случай из 6. В основном обращаются родители подростков и молодых людей, которые страдают такой зависимостью и которые обеспокоены поведением ребенка. Они считают, что увлечение игрой уже зашло далеко и стало изменять поведение любимого чада, влиять на его успешность в школе, здоровье. Человек, увлеченный игрой (назовем его игроман), может неадекватно оценить степень тяжести своего состояния, и самостоятельно не обратиться к специалисту. Ведь признать, что твое увлечение стало опасным, перешло черту — это признать, что ты болен.

Компьютерная игромания в большей степени определяется не полом или родом занятия человека, а определенным складом личности. В реальной жизни игроманы испытывают серьезные проблемы в общении с другими людьми, эти люди неуверенные в себе, со сниженной самооценкой. Внутреннее одиночество и стремление к утверждению себя становятся мостом в виртуальную реальность. Уход в виртуал — легкий способ решения проблемы, и часто иллюзорный. Еще одной причиной возможного втягивания в виртуальную реальность может являться непереносимая обстановка в семье, на работе. И опять человек сбегает от реальности в игру. Также к причинам возникновения компьютерной игромании можно отнести азартность человека, высокую возбудимость нервной системы, слабость волевых процессов.

Наиболее опасными ситуациями для возникновения компьютерной игромании являются возрастные кризисы, особенно подростковый. Поэтому подростков-игроманов больше, чем взрослых. Основной задачей подросткового возраста является эмоциональное отделение от родителей и наработка нового социального опыта, социальных ролей. Поэтому Интернет для подростка становиться территорией, на которую доступ взрослому запрещен или ограничен. Компьютерные игры предлагают широкий спектр ролей, которые можно безопасно примерить на себя. В реальной жизни получать новый опыт не всегда приятно, можно испытать боль, обиду, разочарование, нужно учиться находить компромисс, конструктивно отстаивать свою точку зрения, т.е вкладывать свои силы, душевные и физические.

Компьютерные игры обладают невероятной привлекательностью для подростков, дают почувствовать себя освободителем, мстителем, повелителем, хозяином положения. Любая игра с активным сюжетом сопровождается выбросом адреналина в кровь, подросток быстро привыкает к этому и уже сам начинает искать этого ощущения. В подростковом возрасте авторитетным становиться группа сверстников, подростку важно быть принятым группой, не стать «белой вороной». Поэтому, если большинство подростков увлечены новой игрой, а ты в ней не разбираешься, то можешь стать аутсайдером.

Часто подростки, заигравшись, переносят этот мир в реальную жизнь. Учеными-психологами давно уже установлена взаимосвязь между жесткостью в компьютерных играх и агрессивным поведением в жизни. Подростки активно участвующие в компьютерных войнах считают агрессивное поведение нормой, насилие эффективным способом разрешения конфликтов. У них снижена эмоциональная чувствительность к пострадавшим. Примером такой жестокости является ситуация, когда подростки снимают избиение своего товарища на камеру мобильного телефона. Или ситуация, когда подросток настолько идентифицировался с героем игры, что перенес боевые действия в реальные отношения.

Когда же безобидное увлечение перерастает в болезнь?

На первом этапе подростку просто интересно играть, это его увлечении. Это нормально, новое всегда привлекает. Некоторые на этом останавливаются, другие идут дальше. Затем он тратит на увлечение все свое свободное время, возникает желание погрузиться в виртуальный мир. Болезненным это становиться тогда, когда подросток теряет связь с реальностью, начинают страдать социальные контакты, подросток замыкается в мире игры. И если его попытаться оторвать от компьютера, ограничить во времени, то возникает сильный дискомфорт, агрессивность к окружающим. Потом процесс приобретает необратимый характер, возникает зависимость.

Симптомами компьютерной игромании можно считать:

  • Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером, при ожидании этого контакта.
  • Отсутствие контроля над временем, проведенным за игрой.
  • Желание увеличить время пребывания в игре.
  • Появление чувства раздражения, гнева, либо пустоты, депрессии при отсутствии возможности поиграть.
  • Возникновение проблем в общении с близкими, в школе, колледже или ВУЗе.

Соматические:

  • Сухость глаз.
  • Отсутствие аппетита.
  • Неряшливость.
  • Нарушение сна.

Компьютерная игромания также опасна, как и другие виды зависимости. Потому, что в основе лежит болезненное состояние психики, и последующая дезадаптация человека. При этом страдает и физическое здоровье. Нередки случаи инфарктов и инсультов за компьютером. Компьютер является источником электромагнитного излучения и неионизирующей радиации, которая негативно воздействует на генофонд. Постоянное сидение за компьютером способствует развитию расстройств нервной системы и психосоматическим заболеваниям (головные боли, кожные заболевания, гипертонии, язвы, гастриты, колиты и др.).

Вывод напрашивается один, компьютерную зависимость необходимо лечить, а еще лучше заниматься профилактикой:

  • Не относиться к нему как к «вредной привычке» от которой легко избавиться. Очень часто родители рассуждают: не пьет, не курит травку, не колется — уже хорошо. А компьютер это так, само пройдет.
  • Если ребенок чрезмерно увлекается игрой на компьютере — обратить внимание на его успешность, от чего он убегает. Т.е. исследовать причины такого поведения.
  • Уделять ребенку внимание. Да, подросток с одной стороны стремиться к независимости, но с другой — остро нуждается в поддержке и одобрении родителей. Он испытывает границы дозволенности, но в тоже время не может жить без них.
  • Пересмотрите ваше общение с подростком. Это хорошее время, чтобы изменить правила общения в семье.
  • Важно выделять время на общение с ребенком, слушать не только, что он делал в течение дня, уметь слушать его чувства, переживания. В этом могут помочь навыки «Активного слушания» и «Я-высказывания».
  • «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ». Этот навык предполагает умение выслушать собеседника, задавая уточняющие вопросы: «Что тебя беспокоит больше всего?», «Чего бы тебе хотелось?», «Как мне стоит себя вести?». Вопросы позволят прояснить трудную ситуацию и определить эмоциональное состояние собеседника. Данный навык можно использовать в ситуации, когда родитель спокоен, а ребенок взволнован.
  • «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ». Этот навык предполагает умение выражать свое эмоциональное состояние не в обидной для других форме. «Я чувствую обиду и одиночество, потому что ты от меня отдаляешься».
  • Очень важно понять, как сами родители справляются с конфликтными ситуациями.
  • Согласно гигиеническим требованиям, 7-10 летние дети должны находиться за компьютером не больше 45 минут в день, 11-13 летние — два раза в день по 45 минут, старше — три раза в день.

Существуют множество познавательных, развивающих игр. Виртуальная реальность при умелом использовании является полем для развития, познания и совершенствования человека. Это требование реальности. Но все хорошо в меру. Компьютер не должен заменять другие способы познания, развития и общения.

Комиссия по делам несовершеннолетних

и защите их прав района Сокол г. Москвы

по материалам СМИ

тел. 8-499-740-66-89